Профориентация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС

В 2022/2023 учебном году в учреждении образования функционирует 11 класс профильной педагогической направленности. Кроме изучения учебных предметов на повышенном уровне ребята осваивают обязательный факультативный курс "Введение в педагогическую профессию", который направлен на повышение мотивации к педагогической деятельности, выявление и развитие педагогических способностей учащихся, их социальной компетенции и психологической культуры.

Обучение в классах педагогической направленности организуется с целью создания системы непрерывной специализированной подготовки в старших классах общего среднего образования, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, и нацелено на удовлетворение образовательных потребностей и развитие способностей обучающихся, ориентированных на продолжение образования в  УВО педагогического профиля Республики Беларусь. Основными задачами класса педагогической направленности являются:

  • подготовка лиц, учащихся в классах педагогической направленности, к поступлению в высшие педагогические образовательные учреждения;
  • получение учащимися первичных психолого-педагогических знаний и навыков, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в педагогических образовательных учреждениях;
  • обучение учащихся умению работать с младшими школьниками в ходе учебного занятия и после учебных занятий в каникулярное время;
  • воспитание у учащихся чувства патриотизма, гражданственности;
  • формирование и развитие у учащихся чувства верности конституционному долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению качествами, необходимыми для педагогической деятельности, воспитание ответственности и уважения к педагогической профессии;
  • развитие у учащихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств.

Выбор предметов для изучения на повышенном уровне в классах педагогической направленности осуществляется самими обучающимися согласно их интересам и запросам, а также возможностям учреждения.

«МОЯ ДОРОГА – БЫТЬ ПЕДАГОГОМ!» 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС — ЭТО…

  • изучение учащимися X-XI классов учебных предметов на повышенном уровне(как правило, это те учебные предметы, учителем которого они планируют стать в будущем).
  • освоение курса факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» (всего 140 ч). Содержание программы курса структурировано в четыре модуля: — Модуль 1. «В мире педагогической профессии» (X класс); — Модуль 2. «Человек познающий: практическая психология познания» (X класс); — Модуль 3.«Я в педагогической профессии» (XI класс); — Модуль 4. «Познай самого себя» (XI класс).
  • прохождение педагогических проб: посещение уроков учителей, проведение микроисследований, организация игр на переменах, подготовка и проведение воспитательных дел, фрагментов уроков, практика в школьном лагере, волонтёрская деятельность и другие испытания, моделирующие ситуации педагогической деятельности.
  • создание портфолио «Я – педагог». Портфолио включает личные достижения учащегося, результаты учебной и педагогической деятельности: эссе, творческие задания, данные самодиагностики, презентации, проекты, рефлексивные и оценочные комментарии педагогов, одноклассников, результаты собственной рефлексии и др. В конце XI класса предусмотрена презентация и защита портфолио.

Состоять портфолио должно из четырех разделов:

  • «Мой портрет», где содержатся сведения об учащемся, которые он может представить любым способом.
  • «Личные достижения», где размещаются индивидуальные достижения учащегося (образовательные, творческие, спортивные).
  • «Портфолио работ» включает в себя собрание исследовательских, проектных, творческих работ учащегося, результаты педагогических проб.
  • «Рефлексивный раздел» содержит рефлексивные и оценочные комментарии педагогов, одноклассников, родителей, результаты рефлексии и самооценки учащегося.
  • нестандартные формы занятий– тренинги, кейс-технологии, деловые игры, перевернутые уроки, дебаты, образовательные квесты, творческие задания, проекты и др.

Алгоритм льготного поступления на педагогические специальности.

Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)

Выбор профессии – задача не из лёгких даже для взрослых людей, обладающих определённой личностной зрелостью. Ещё более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в её решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребёнка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми. Недаром 60% старшеклассников, по результатам проведённого службой занятости анкетирования, хотели бы обсудить свои планы по выбору профессии именно с родителями.

В «Памятке для родителей» представлена информация по каждому из ключевых этапов профессионального выбора и рекомендации родителям, желающим оказать своему ребёнку посильную помощь в решении вопроса «Кем стать?»

 

1 этап

Принятие решения о выборе профессии

Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:

 

Первый фактор – «Хочу»

Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем бы хотел заниматься каждый день.

 

Второй фактор – «Могу»

Познакомить ребёнка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбранной профессии.

 

Третий фактор – «Надо»

Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.

  1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
  2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
  3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
  4. Продумайте вместе с ребёнком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

 

2 этап

Выбор учебного заведения

Итак, после серьёзных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг – знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.

Особого внимания заслуживает вопрос обучения в коммерческих учебных заведениях и обучение на коммерческой основе в государственных учебных заведениях.

Вузы, имеющие государственный статус, существенно много лет и реализуют возможность получения профессионального высшего образования в соответствии с государственным образовательными стандартами.

Абитуриентам негосударственного ВУЗа необходимо выяснить:

- кто является его учредителем;

- какое время ВУЗ существует на рынке образовательных услуг;

- имеет ли ВУЗ лицензию на право ведения образовательной деятельности, которая даёт гарантию, что у ВУЗа есть материально-техническая база и преподавание ведут квалифицированные преподаватели;

- имеет ли ВУЗ государственную аккредитацию, которая означает, что его работу проверяла государственная аттестационная комиссия. Комиссия определяет соответствие содержания, уровня и качества обучения требованиям государственного образовательного стандарта. Свидетельство о государственной аккредитации гарантирует, что, окончив учёбу, студент получит диплом государственного образца.

Негосударственный ВУЗ, имеющий лицензию на право ведения образовательной деятельности, выдаёт диплом государственного образца лишь после того, как учебное заведение сделает 2 выпуска студентов.

 

3 этап

Поступление в учебное заведение

Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены, окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов – экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребёнку в этот важный период?

Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т. п.

Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя подготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребёнок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за её исход.

В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребёнка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено». Возможно, следует скорректировать планы?

 

4 этап

Подготовка будущего профессионала

Итак, необходимый результат достигнут, и ребёнок стал студентом. Начало процесса обучения – это начало самого важного этапа – подготовки будущего профессионала, который должен быть готов выдержать острую конкуренцию за право получения хорошей работы.

Как родители могут помочь ребёнку, ставшему студентом? Необходимо понять, что, обучаясь в учебном заведении, молодой человек в то же время готовится к поиску работы. Как правильно это сделать?

- Оценить свои навыки, способности, сильные стороны.

- Поставить определённую и реальную цель, составить чёткое представление о том, какую работу и на каких условиях он хотел бы иметь.

- Соотнести свои возможности с требованиями на рынке труда по его специальности.

- Подготовить информацию о себе, составить резюме.

- Определить сферы деятельности и предприятия, где может быть подходящая работа.

- Подготовиться к собеседованию с работодателем.

- Осуществлять активный поиск работы.

- Пройти испытательный срок, заключить трудовой контракт, и начать работу в организации.

Помогите, если это возможно, при организации производственной практики. Её роль в ходе обучения бесценна.

К моменту окончания учебного заведения молодой человек должен сформировать чёткие цели поиска работы и представление о том, как они могут быть реализованы, какие дополнительные навыки он должен для этого получить, какие умения развить, какие профессионально важные качества приобрести.

В этом поиске родители – самые надёжные и верные помощники!

Памятка подготовлена при использовании материалов Управления по труду, занятости и социальной защите Столинского райисполкома/

 

 

7 ошибок при выборе профессии.

В юности перед учащимися встаёт фундаментальная задача – выбор будущей профессии. Фактически, это первое и весьма серьёзное решение выпускников. Как же не потеряться в этом большом и пока неизведанном мире? Предлагаем рейтинг ошибок, наиболее часто допускаемых при выборе профессии.

Выбор за компанию.

Вариант заманчивый, но задумайтесь вот о чём. Во-первых, школьные друзья не всегда остаются таковыми во взрослой жизни. Во-вторых, вам придётся отдать 4-5 лет своей жизни на обучение специальности, которая нравится не вам, а вашему другу. Лучше задайте себе вопрос «Интересна ли мне данная профессия?». Если чувствуете дискомфорт в душе – откажитесь, это не ваше, если спокойствие – можете пробовать. И не бойтесь остаться одни в новой обстановке. В университете вы обязательно найдёте множество знакомых и друзей.

Выбор по совету родителей.

Безусловно, родители – авторитетные и любимые люди для каждого, их мнение нужно уметь слышать и принимать. Однако каждый человек – это отдельная личность со своими интересами и целями. Вы должны помнить, что в юности мы искренни и правдивы. Поговорите с собой. Вы ещё в том возрасте, когда помните, на каком языке говорит душа. А душа определённо знает, что именно для вас будет лучшим и выигрышным вариантом. Доверьтесь себе.

Недостаточная осведомлённость о профессиях.

Не ленитесь посетить с экскурсией университеты и, по возможности, ознакомиться со спецификой различных специальностей. Попробуйте мысленно представить себя на различных рабочих местах. И прислушайтесь к себе. Если у вас появилось чувство одушевления при знакомстве с какой-то профессией – это верный знак, что вы нашли своё.

Ориентация только на престиж профессии.

К примеру, в тренде IT-специалисты. Но это не означает, что всем необходимо поступать на специальности данного профиля. Нужно обращать внимание не на престижность, а на желание работать по той или иной специальности. В любой профессии есть престижные люди, получающие удовольствие от своего выбора и имеющие все блага и ценности. Если вы выберете профессию по душе, успех и престиж придут сами.

Неумение разобраться в своих мотивах, намерениях и возможностях.

Нам легко оценивать других людей, советовать им, как поступить в той или иной ситуации. Однако мы далеко не всегда можем дать дельный совет сами себе. Необходимо попробовать себя в различных направлениях жизнедеятельности, касающихся будущей профессии. Если же самому не удаётся разобраться – стоит обратиться за квалифицированной помощью к психологу.

Увлечение только внешней стороной профессии.

За лёгкостью, с которой актёр создаёт на сцене образ, стоит напряжённый труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации и разговаривают с десятками людей, прежде чем подготовят 10-минутное сообщение. Постарайтесь узнать больше о будничной стороне, выбранной вами профессии.

Когда Вы ошибаетесь в 16 лет, это не страшно. Любящие люди обязательно подставят вам плечо. Страшно, когда Вы не двигаетесь, а стоите на месте. Ваши неудачи становятся опытом и фундаментом будущего успеха, нужно только уметь извлечь из них правильные уроки. Верьте в себя, и всё получится!

Использовался материал информационного каталога Бар ГУ «Мой университет».