Причины появления агрессии
Основными причинами агрессивного поведения среди молодежи выделяют: месть, ненависть, желание добиться лидерства, получить удовольствие, бахвальство и риск.
Также среди причин выделяют:
1) дестабилизация семьи и высокий процент разводов;
2) снижение уровня гуманности в общественной и семейной жизни;
3) усиление возбуждения вследствие наблюдения сцен насилия в средствах массовой информации. Повышенное возбуждение может способствовать агрессии, поскольку повышается уровень активности индивида;
4) активизация агрессивных мыслей и чувств. При наблюдении агрессивных сцен облегчается доступ индивида к собственным агрессивным мыслям и чувствам;
5) освоение новых типов агрессивных реакций. Наблюдение сцен агрессивного характера может стимулировать процессы социального
научения, что приводит к освоению новых типов поведения;
6) ослабление запретов на агрессию. Наблюдение изображаемых в масс-медия сцен насилия может ослабить имеющиеся у зрителей запреты на агрессию, поскольку агрессия представляется как обыкновенное распространенная черта социальных взаимодействий;
7) снижение чувствительности к страданию жертв. Неоднократное наблюдение сцен насилия формирует у зрителя привыкание, которое, в свою очередь, способствует эмоциональному притуплению в отношении страданий жертвы;
8) наконец, нельзя недооценивать воздействие изображения насилия на зрительное восприятие агрессии и насилия в реальном мире;
9) падение авторитетов семьи, школы, общественных организаций;
10) ошибки воспитательного характера;
11) экономические проблемы;
12) изоляция в семье и обществе.
Анализируя приведенные выше причины, следует обратить внимание, что на первом месте стоит семья, роль воспитания на проявление агрессивности ребенка. Не маловажное влияние оказывает также и общество, и средства массовой информации. На основе этого необходимо привлечь особое внимание родителей к воспитанию и к просматриваемому их детьми телепередачами.
Рекомендации по преодолению агрессии
Первое – снять тревожность, часто приводящую к формированию защитной агрессии, за которой стоит ощущение не безопасности, угрозы со стороны внешнего мира. Это возможно при создании теплой эмоциональной атмосферы домашнего общения, душевного комфорта, необходимого и ребенку, и взрослому. Агрессивное поведение при защитных формах агрессии побуждается оборонительными тенденциями, поэтому полезно создавать ситуации, позволяющие придавать ребенку (чаще мальчику), опасающегося нападения, уверенность в себе: обучение комплексу приемов самообладания, релаксации и самозащиты, занятие по изучению боевых искусств и т.п.
Второе – придание агрессивности социально приемлемой формы, т.е перевод действенной агрессии в вербальную, менее опасную для окружающих. Вербальная агрессия, проявляемая, например, в замечаниях за проступки, является вполне допустимой, социально разрешенной формой агрессии. В этом случае у человека (ребенка или взрослого) с высоким, но «окультуренным» уровнем агрессивности проявляется огромное желание делать окружающим замечания, и он их делает. Такая форма поведения может вызывать ответный негативизм партнеров по взаимодействию, однако в значительной степени меньший, чем открытая реальная агрессия.
Третье – направленность агрессии на преодоление внешних препятствий. Это необходимо прежде всего при аутоагрессии, когда личность усматривает источник вины и всех неприятностей, требующих уничтожения, в себе. В таком случае нужно придавать аутоагрессии форму действенной направленности на преодоление препятствий, а не на их уничтожение.
Четвертое – использование различных приемов и способов по созданию условий для выхода сиюминутной агрессии. Можно позволить маленькому ребенку совершать безобидные разрушительные действия: рвать бумагу, резать пластилин и т.п., что он обычно делает долго и с наслаждением. Однако после этого необходимы упражнения на расслабление и успокоение. После того как агрессивный импульс снят, можно включать ребенка в совместную деятельность с другими детьми, в которой его агрессивные порывы можно переадресовать с партнера на внешнее препятствия на пути к общей цели. Такую же процедуру можно проводить и со взрослыми людьми.