Подростковый возраст

 

Подростковый возраст

Подростковый возраст (отрочество) [10-11 – 15-16] является переходным прежде всего в биологическом смысле, т.к. это возраст полового созревания, параллельно с которым достигают зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации.

Для подросткового возраста характерно:

  • Социальный статус мало отличается от детского (практически все подростки находятся на иждивении родителей или государства)
  • Психологический статус крайне противоречив: для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития
  • «чувство взрослости» - основное новообразование данного периода развития - определяет новый уровень притязаний, отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Подростковый возраст – период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности. Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер.

Характерно:

  • стремление приобщиться к миру взрослых,
  • ориентация поведения на нормы и ценности «взрослого мира»

Новообразования:

  • «чувство взрослости»,
  • рефлексия (развитие самосознания, самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям)

 

 

 

Рекомендации педагога-психолога родителям по успешному

воспитанию несовершеннолетних

Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием? 
1. Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками 
2. Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять. 
3.  Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки. 
4. Стараться вкладывать в его сознание приоритеты.

5. Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?» 
6. Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была.
7. Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства.  
8. Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.
9. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично. 
10. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.
11. Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей 
12. Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают. 


Успехов Вам!!!